В начале января 2016 года один из сохранившихся до настоящего времени паровозов серии Е (Еа3113) был перевезен с базы запаса Дальневосточной железной дороги на Свердловскую железную дорогу. После проведения реставрационных работ локомотив пополнит экспозицию музея железнодорожной техники.
Паровозы-декаподы с пятью движущими осями изготавливались в США по советским чертежам. В 40-е годы прошлого века по программе «ленд-лиза» в Советский Союз было поставлено более 2000 таких машин.
В пресс-службе СвЖД отмечают, что история американских «декаподов» в России началась ещё в начале XX века. В 1916 году несколько десятков паровозов данной серии было направлено на Пермскую железную дорогу для дальнейшего развития пропускной и провозной способностей главной и горнозаводской линий.
Одной из особенностей Свердловской железной дороги является сложный горный профиль многих её участков, к эксплуатируемому тяговому подвижному составу всегда предъявлялись повышенные требования. До начала 30-х годов эти паровозы оставались самыми мощными локомотивами на отечественных железных дорогах.
Однако существенно увеличить вес составов и ускорить движение поездов позволил переход на электрическую тягу, который начался в стране в 30-е годы. Третьей в Советском Союзе и одной из самых сложных с инженерной точки зрения электрифицированных магистральных линий стал участок Чусовская – Кизел.
В настоящее время на полигоне СвЖД звание самых мощных серийных локомотивов закрепилось за трехсекционными электровозами серии 2ЭС10 «Гранит», которые способны водить поезда весом 9000 тонн.